Рабочая программа дисциплины

 Лектор

Кандидат физико-математических наук, доцент, Мурсенкова Ирина Владимировна,
murs_i@physics.msu.ru , 8 495 939 44 28.

Аннотация дисциплины

Классическая гидродинамика описывает равновесные системы и системы с малой поступательной неравновесностью. Развитие гидродинамики релаксирующих и реагирующих сред привело к появлению в гидродинамике задач, анализирующих неравновесные системы: активные среды лазеров, разрядная плазма, излучение. Новые задачи, которые должны решаться в неразрывной связи с кинетической теорией, потребовали значительного увеличения физической составляющей в традиционной области механики. Основное внимание в курсе уделено анализу применимости различных приближений, в рамках которых можно рассматривать жидкость. Дается подробный анализ и обоснование соответствующих уравнений и граничных условий, а также выстраивается единая схема с точки зрения кинетической теории, необходимая для последующего описания релаксирующих и реагирующих сред.

Цели освоения дисциплины

Владение современными профессиональными знаниями в области аналитической и экспериментальной гидродинамики, умение решать уравнения гидродинамики в соответствующих приближениях, а также иметь представление о приближенных и численных методах решения задач физической гидродинамики.

Задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен научиться анализировать применимость различных приближений в гидродинамике, знать основные уравнения и соответствующие граничные условия.

 Компетенции

            7.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины -  ПК-1

           7.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины - ПК-2, ПК-3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен знать основные приближения в гидродинамике и соответствующие системы уравнений;

уметь формулировать гидродинамическую задачу, записывать уравнения и ставить граничные условия;

владеть методами решения упрощенных задач гидродинамики.

Содержание и структура дисциплины

Вид работы

Семестр

Всего

 

6

 

Общая трудоёмкость, акад. часов

72

72

Аудиторная работа:

34

34

            Лекции, акад. часов

34

34

            Семинары, акад. часов

            Лабораторные работы, акад. часов

Самостоятельная работа, акад. часов

38

38

Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен)

экз.

 

 

 

N
раз-
дела

Наименование
раздела
Разделы могут объединять несколько лекций

Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий

Распределение общей трудоёмкости по семестрам указано в рабочих планах (приложение 7)

Форма
текущего
контроля

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Содержание самостоятельной работы должно быть обеспечено, например, пособиями, интернет-ресурсами, домашними заданиями и т.п.

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

Физическая гидродинамика. Терминология и основные понятия. Гидродинамические параметры.

1. 2 часа.

Терминология и основные понятия физической гидродинамики. Гидродинамические параметры.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материалом. Определение гидродинамических параметров в заданной системе.

ДЗ,

КР,

Оп

 

2

 

Система уравнений гидродинамики для идеальной жидкости.

Система уравнений гидродинамики для вязкой жидкости.

1. 2 часа.

Идеальная жидкость. Уравнение непрерывности. Уравнение Эйлера. Уравнение энергии. Граничные условия.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материалом. Координатная форма записи уравнений для идеальной жидкости.

ДЗ,

КР,

Об

2. 2   часа

Вязкая жидкость. Уравнение Навье-Стокса.

 

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Координатная форма записи уравнения Навье-Стокса

3. 2   часа

Уравнение энергии для вязкой жидкости.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Координатная форма записи уравнения энергии для вязкой жидкости.

4. 2   часа

Система уравнений для вязкой жидкости. Граничные условия.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Координатная форма записи уравнений для вязкой жидкости в 1- 2- мерных системах.

3

Кинетическое уравнение Больцмана и система уравнений гидродинамики.

1. 2   часа

Уравнение Больцмана.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Интегралы по скоростям от функции распределения.

Об,

Оп

2. 2   часа

Метод Энскога-Чепмена.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Переход от уравнения Больцмана к системе уравнений гидродинамики.

4

Приближение несжимаемой жидкости Теория подобия. Элементы теории пограничного слоя.

1. 2   часа

Характеристики среды в модели несжимаемой жидкости. Течение Пуазейля.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Течение Пуазейля»

ДЗ,

КР

2. 2   часа

Ламинарное обтекание шара вязкой жидкостью. Приближение пограничного слоя.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Обтекание шара вязкой жидкостью»

5

Малые гидродинамические возмущения в стационарной однородной идеальной среде. Малые гидродинамические возмущения в стационарной однородной вязкой среде.

1. 2   часа

Малые гидродинамические возмущения в идеальной среде. Свойства гидродинамических мод.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Гидродинамические моды в 1- 2- и 3-мерных системах».

ДЗ,

КР,

Оп

2. 2   часа

Малые гидродинамические возмущения в вязкой среде.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Запись гидродинамических мод в 1- мерной вязкой среде.

6

Приближение Обербека-Буссинеска. Конвекция.

1. 2   часа

Приближение Обербека-Буссинеска. Задача Рэлея-Бенара.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Задача Рэлея-Бенара».

ДЗ,

КР,

Р

 

7

Конечные гидродинамические возмущения. Волны Римана. Уравнение Бюргерса.

1. 2   часа

Конечные гидродинамические возмущения. Волны Римана.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Волны Римана».

ДЗ,

КР,

Р,

Об

 

2. 2   часа

Уравнение Бюргерса.

Эволюционные уравнения в физике.

 

 

4 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по эволюции заданного начального профиля в гидродинамике.

8

Ударные волны. Соотношения Рэнкина-Гюгонио. Задача о распаде произвольного разрыва. Упрощенная теория ударной трубы. Аэродинамические трубы.

1. 2   часа

Ударные волны. Число Маха. Связь параметров на фронте ударной волны.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Соотношения Рэнкина-Гюгонио».

ДЗ,

КР,

Р,

Об

 

2. 2   часа

Задача о распаде произвольного разрыва. Упрощенная теория ударной трубы.

 

 

2 часа

Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Теория ударной трубы».

3. 2   часа

Аэродинамические трубы. Аэродинамический эксперимент.

 

 

4 часа

Работа с лекционным материа-лом. Определение условий постановки аэродинамического эксперимента.

 Предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости.

1. Защита лабораторной работы (ЛР);

2. Расчетно-графическое задание (РГЗ);

3. Домашнее задание (ДЗ);

4. Реферат (Р);

5. Эссе (Э);

6. Коллоквиум (К);

7. Рубежный контроль (РК);

8. Тестирование (Т);

9. Проект (П);

10. Контрольная работа (КР);

11. Деловая игра (ДИ);

12. Опрос (Оп);

15. Рейтинговая система (РС);

16. Обсуждение (Об).

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

  1. обязательная.
  2. вариативная часть, профессиональный блок, дисциплина профиля.
  3. Является основой для чтения дисциплин кафедры молекулярной физики. Необходимо знание математического анализа, теоретической механики, статистической физики.
    • «Теоретическая механика», «Статистическая физика», «Экспериментальные методы».
    • «Гидродинамика релаксирующих и реагирующих сред», «Физика горения и взрыва».

Образовательные технологии

  • включение студентов в проектную деятельность,
  • дискуссии,
  • использование средств дистанционного сопровождения учебного процесса,

 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Примеры

  • контрольных вопросов: Каковы границы применимости гидродинамического описания? Какие законы сохранения используются при выводе уравнений гидродинамики? Что характеризуют компоненты тензора вязких напряжений? Почему вблизи твердой поверхности нельзя использовать приближение идеальной жидкости? В каком течении могут быть использованы условия прилипания в качестве граничных условий у твердой стенки? Каков критерий перехода от ламинарного к турбулентному режиму течения? В каких условиях жидкость можно рассматривать как несжимаемую? Какая сила действует на цилиндр, движущийся в идеальной жидкости с постоянной скоростью? Каковы границы применимости формулы Стокса? Какие гидродинамические моды возникают в идеальной и в вязкой среде? В каком приближении можно рассматривать движение звуковой волны в газе? Какие упрощения используются при выводе уравнения Бюргерса? К каким следствиям приводят нелинейные эффекты при описании гармонического сигнала с помощью уравнения Бюргерса? Что такое конвекция? Что характеризует критическое число Рэлея в задаче о развитии конвекции? Чем характеризуется ударная волна? На основе каких законов сохранения выводятся соотношения Рэнкина-Гюгонио? Каким образом можно увеличивать число Маха ударных волн в ударной трубе?
  • вопросов теоретического минимума: Система уравнений для идеальной жидкости и постановка граничных условий. Система уравнений для вязкой жидкости и постановка граничных условий. Каков физический смысл уравнения Больцмана? Каким образом в гидродинамике проводится анализ устойчивости системы? Приближение несжимаемой жидкости. Когда применяется приближение пограничного слоя? Приближение Обербека-Буссинеска. Волны Римана. Уравнение Бюргерса. Классификация газодинамических разрывов. Соотношения Рэнкина-Гюгонио. Адиабата Гюгонио.
  • домашних заданий: Задача 1. Применимо ли гидродинамическое описание к течению воздуха в трубе диаметром 1 мм со скоростью 100 м/с при нормальных условиях? Задача 2. Космический корабль с характерным размером 10 м входит в атмосферу. При какой концентрации частиц задачу взаимодействия с атмосферой можно будет решать с помощью уравнений гидродинамики? Задача 3. Известны компоненты скорости для течения vx=Ax2, vy=0, vz=0 . Напишите систему уравнений для идеальной жидкости. Задача 4. Напишите компоненты тензора вязких напряжений для течения с компонентами скорости vx=Ay2, vy=0, vz=0 и постоянными коэффициентами вязкости. Задача 5. В одномерном гидродинамическом процессе была измерена зависимость r(t) . Найдите V(t) при условии, что диссипативными процессами можно пренебречь. Задача 6. В одноатомном газе создано одномерное возмущение вида . На какие моды распадется это возмущение? Задача 7. Конвекция в плоском слое жидкости началась при температуре нижней стенки, равной 300 К, и разности температур 30 К. Как изменится разность температур, необходимая для начала конвекции, если толщину слоя жидкости уменьшить в 4 раза? Задача 8. Рассчитайте перепад температуры на фронте ударной волны c числом Маха М=3 в воздухе. Температура воздуха перед волной 293 К.
  • полного перечня вопросов к экзамену: 1. Физическая гидродинамика. Гидродинамическое описание жидкости и пределы его применимости. 2. Идеальная жидкость. Уравнения непрерывности, движения и энергии. Граничные условия. 3. Идеальная несжимаемая жидкость. Область применимости. 4. Вязкая жидкость. Уравнение Навье-Стокса. Уравнение энергии для вязкой жидкости. Граничные условия. 5. Область применимости приближения вязкой несжимаемой жидкости. Течение Пуазейля. Обтекание шара. Число Рейнольдса. Ламинарные и турбулентные течения. 6. Кинетическое уравнение Больцмана и система уравнений гидродинамики. 7. Малые гидродинамические возмущения. Понятие о гидродинамических модах. Свойства гидродинамических мод в идеальной и в вязкой среде. 8. Приближение Обербека-Буссинеска. Конвекция. Задача Рэлея-Бенара. 9. Конечные гидродинамические возмущения. Волны Римана. Уравнение Бюргерса. 10. Ударные волны. Число Маха. Связь параметров на фронте ударной волны. Физическая интерпретация ударной адиабаты. 11. Задача о распаде произвольного разрыва. Упрощенная теория ударной трубы.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Гидродинамика.М.: Наука, 1986.
  2. Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: «Наука», 1987, 840 с.
  3. Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. М.:Наука, 1963.

Дополнительная литература

  1. Мурсенкова И.В., Сысоев Н.Н. Исследование ударных волн в газодинамической ударной трубе. В кн. Специальный практикум по молекулярной физике: Учебное пособие / Под. Ред. Н.Н. Сысоева, А.И. Осипова. – М.: Изд-во «КДУ», 2007. С. 12-41.
  2. Мурсенкова И.В., Уваров А.В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Основы физической гидродинамики» (подг. к печати)
  3. Т.Е.Фабер. Гидроаэродинамика. Под ред. А.А.Павельева; М., 2001. 560 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://lib.mexmat.ru/
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/1222
  3. http://www.imec.msu.ru/content/nio/VanDaik/

Программное обеспечение современных информационных компьютерных технологий

  1. Matlab

Материально-техническое обеспечение

Аудитория 2-44. Мультимедийный проектор с экраном для презентаций.