Рабочая программа дисциплины
Лектор
Кандидат физико-математических наук, доцент, Мурсенкова Ирина Владимировна,
murs_i@physics.msu.ru , 8 495 939 44 28.
Аннотация дисциплины
Классическая гидродинамика описывает равновесные системы и системы с малой поступательной неравновесностью. Развитие гидродинамики релаксирующих и реагирующих сред привело к появлению в гидродинамике задач, анализирующих неравновесные системы: активные среды лазеров, разрядная плазма, излучение. Новые задачи, которые должны решаться в неразрывной связи с кинетической теорией, потребовали значительного увеличения физической составляющей в традиционной области механики. Основное внимание в курсе уделено анализу применимости различных приближений, в рамках которых можно рассматривать жидкость. Дается подробный анализ и обоснование соответствующих уравнений и граничных условий, а также выстраивается единая схема с точки зрения кинетической теории, необходимая для последующего описания релаксирующих и реагирующих сред.
Цели освоения дисциплины
Владение современными профессиональными знаниями в области аналитической и экспериментальной гидродинамики, умение решать уравнения гидродинамики в соответствующих приближениях, а также иметь представление о приближенных и численных методах решения задач физической гидродинамики.
Задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен научиться анализировать применимость различных приближений в гидродинамике, знать основные уравнения и соответствующие граничные условия.
Компетенции
7.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины - ПК-1
7.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины - ПК-2, ПК-3
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен знать основные приближения в гидродинамике и соответствующие системы уравнений;
уметь формулировать гидродинамическую задачу, записывать уравнения и ставить граничные условия;
владеть методами решения упрощенных задач гидродинамики.
Содержание и структура дисциплины
Вид работы |
Семестр |
Всего |
||
|
6 |
|
||
Общая трудоёмкость, акад. часов |
… |
72 |
… |
72 |
Аудиторная работа: |
… |
34 |
… |
34 |
Лекции, акад. часов |
… |
34 |
… |
34 |
Семинары, акад. часов |
… |
… |
… |
… |
Лабораторные работы, акад. часов |
… |
… |
… |
… |
Самостоятельная работа, акад. часов |
… |
38 |
… |
38 |
Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен) |
… |
экз. |
… |
… |
N |
Наименование |
Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий Распределение общей трудоёмкости по семестрам указано в рабочих планах (приложение 7) |
Форма |
|||
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа Содержание самостоятельной работы должно быть обеспечено, например, пособиями, интернет-ресурсами, домашними заданиями и т.п. |
|||||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные работы |
||||
1 |
Физическая гидродинамика. Терминология и основные понятия. Гидродинамические параметры. |
1. 2 часа. Терминология и основные понятия физической гидродинамики. Гидродинамические параметры. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материалом. Определение гидродинамических параметров в заданной системе. |
ДЗ, КР, Оп
|
2
|
Система уравнений гидродинамики для идеальной жидкости. Система уравнений гидродинамики для вязкой жидкости. |
1. 2 часа. Идеальная жидкость. Уравнение непрерывности. Уравнение Эйлера. Уравнение энергии. Граничные условия. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материалом. Координатная форма записи уравнений для идеальной жидкости. |
ДЗ, КР, Об |
2. 2 часа Вязкая жидкость. Уравнение Навье-Стокса. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Координатная форма записи уравнения Навье-Стокса |
|||
3. 2 часа Уравнение энергии для вязкой жидкости. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Координатная форма записи уравнения энергии для вязкой жидкости. |
|||
4. 2 часа Система уравнений для вязкой жидкости. Граничные условия. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Координатная форма записи уравнений для вязкой жидкости в 1- 2- мерных системах. |
|||
3 |
Кинетическое уравнение Больцмана и система уравнений гидродинамики. |
1. 2 часа Уравнение Больцмана. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Интегралы по скоростям от функции распределения. |
Об, Оп |
2. 2 часа Метод Энскога-Чепмена. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Переход от уравнения Больцмана к системе уравнений гидродинамики. |
|||
4 |
Приближение несжимаемой жидкости Теория подобия. Элементы теории пограничного слоя. |
1. 2 часа Характеристики среды в модели несжимаемой жидкости. Течение Пуазейля. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Течение Пуазейля» |
ДЗ, КР |
2. 2 часа Ламинарное обтекание шара вязкой жидкостью. Приближение пограничного слоя. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Обтекание шара вязкой жидкостью» |
|||
5 |
Малые гидродинамические возмущения в стационарной однородной идеальной среде. Малые гидродинамические возмущения в стационарной однородной вязкой среде. |
1. 2 часа Малые гидродинамические возмущения в идеальной среде. Свойства гидродинамических мод. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Гидродинамические моды в 1- 2- и 3-мерных системах». |
ДЗ, КР, Оп |
2. 2 часа Малые гидродинамические возмущения в вязкой среде. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Запись гидродинамических мод в 1- мерной вязкой среде. |
|||
6 |
Приближение Обербека-Буссинеска. Конвекция. |
1. 2 часа Приближение Обербека-Буссинеска. Задача Рэлея-Бенара. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Задача Рэлея-Бенара». |
ДЗ, КР, Р
|
7 |
Конечные гидродинамические возмущения. Волны Римана. Уравнение Бюргерса. |
1. 2 часа Конечные гидродинамические возмущения. Волны Римана. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Волны Римана». |
ДЗ, КР, Р, Об
|
2. 2 часа Уравнение Бюргерса. Эволюционные уравнения в физике. |
|
|
4 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по эволюции заданного начального профиля в гидродинамике. |
|||
8 |
Ударные волны. Соотношения Рэнкина-Гюгонио. Задача о распаде произвольного разрыва. Упрощенная теория ударной трубы. Аэродинамические трубы. |
1. 2 часа Ударные волны. Число Маха. Связь параметров на фронте ударной волны. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Соотношения Рэнкина-Гюгонио». |
ДЗ, КР, Р, Об
|
2. 2 часа Задача о распаде произвольного разрыва. Упрощенная теория ударной трубы. |
|
|
2 часа Работа с лекционным материа-лом. Решение задач по теме «Теория ударной трубы». |
|||
3. 2 часа Аэродинамические трубы. Аэродинамический эксперимент. |
|
|
4 часа Работа с лекционным материа-лом. Определение условий постановки аэродинамического эксперимента. |
Предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости.
1. Защита лабораторной работы (ЛР); 2. Расчетно-графическое задание (РГЗ); 3. Домашнее задание (ДЗ); |
4. Реферат (Р); 5. Эссе (Э); 6. Коллоквиум (К); |
7. Рубежный контроль (РК); 8. Тестирование (Т); 9. Проект (П); |
10. Контрольная работа (КР); 11. Деловая игра (ДИ); 12. Опрос (Оп); |
15. Рейтинговая система (РС); 16. Обсуждение (Об). |
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
- обязательная.
- вариативная часть, профессиональный блок, дисциплина профиля.
- Является основой для чтения дисциплин кафедры молекулярной физики. Необходимо знание математического анализа, теоретической механики, статистической физики.
- «Теоретическая механика», «Статистическая физика», «Экспериментальные методы».
- «Гидродинамика релаксирующих и реагирующих сред», «Физика горения и взрыва».
Образовательные технологии
- включение студентов в проектную деятельность,
- дискуссии,
- использование средств дистанционного сопровождения учебного процесса,
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Примеры
- контрольных вопросов: Каковы границы применимости гидродинамического описания? Какие законы сохранения используются при выводе уравнений гидродинамики? Что характеризуют компоненты тензора вязких напряжений? Почему вблизи твердой поверхности нельзя использовать приближение идеальной жидкости? В каком течении могут быть использованы условия прилипания в качестве граничных условий у твердой стенки? Каков критерий перехода от ламинарного к турбулентному режиму течения? В каких условиях жидкость можно рассматривать как несжимаемую? Какая сила действует на цилиндр, движущийся в идеальной жидкости с постоянной скоростью? Каковы границы применимости формулы Стокса? Какие гидродинамические моды возникают в идеальной и в вязкой среде? В каком приближении можно рассматривать движение звуковой волны в газе? Какие упрощения используются при выводе уравнения Бюргерса? К каким следствиям приводят нелинейные эффекты при описании гармонического сигнала с помощью уравнения Бюргерса? Что такое конвекция? Что характеризует критическое число Рэлея в задаче о развитии конвекции? Чем характеризуется ударная волна? На основе каких законов сохранения выводятся соотношения Рэнкина-Гюгонио? Каким образом можно увеличивать число Маха ударных волн в ударной трубе?
- вопросов теоретического минимума: Система уравнений для идеальной жидкости и постановка граничных условий. Система уравнений для вязкой жидкости и постановка граничных условий. Каков физический смысл уравнения Больцмана? Каким образом в гидродинамике проводится анализ устойчивости системы? Приближение несжимаемой жидкости. Когда применяется приближение пограничного слоя? Приближение Обербека-Буссинеска. Волны Римана. Уравнение Бюргерса. Классификация газодинамических разрывов. Соотношения Рэнкина-Гюгонио. Адиабата Гюгонио.
- домашних заданий: Задача 1. Применимо ли гидродинамическое описание к течению воздуха в трубе диаметром 1 мм со скоростью 100 м/с при нормальных условиях? Задача 2. Космический корабль с характерным размером 10 м входит в атмосферу. При какой концентрации частиц задачу взаимодействия с атмосферой можно будет решать с помощью уравнений гидродинамики? Задача 3. Известны компоненты скорости для течения vx=Ax2, vy=0, vz=0 . Напишите систему уравнений для идеальной жидкости. Задача 4. Напишите компоненты тензора вязких напряжений для течения с компонентами скорости vx=Ay2, vy=0, vz=0 и постоянными коэффициентами вязкости. Задача 5. В одномерном гидродинамическом процессе была измерена зависимость r(t) . Найдите V(t) при условии, что диссипативными процессами можно пренебречь. Задача 6. В одноатомном газе создано одномерное возмущение вида . На какие моды распадется это возмущение? Задача 7. Конвекция в плоском слое жидкости началась при температуре нижней стенки, равной 300 К, и разности температур 30 К. Как изменится разность температур, необходимая для начала конвекции, если толщину слоя жидкости уменьшить в 4 раза? Задача 8. Рассчитайте перепад температуры на фронте ударной волны c числом Маха М=3 в воздухе. Температура воздуха перед волной 293 К.
- полного перечня вопросов к экзамену: 1. Физическая гидродинамика. Гидродинамическое описание жидкости и пределы его применимости. 2. Идеальная жидкость. Уравнения непрерывности, движения и энергии. Граничные условия. 3. Идеальная несжимаемая жидкость. Область применимости. 4. Вязкая жидкость. Уравнение Навье-Стокса. Уравнение энергии для вязкой жидкости. Граничные условия. 5. Область применимости приближения вязкой несжимаемой жидкости. Течение Пуазейля. Обтекание шара. Число Рейнольдса. Ламинарные и турбулентные течения. 6. Кинетическое уравнение Больцмана и система уравнений гидродинамики. 7. Малые гидродинамические возмущения. Понятие о гидродинамических модах. Свойства гидродинамических мод в идеальной и в вязкой среде. 8. Приближение Обербека-Буссинеска. Конвекция. Задача Рэлея-Бенара. 9. Конечные гидродинамические возмущения. Волны Римана. Уравнение Бюргерса. 10. Ударные волны. Число Маха. Связь параметров на фронте ударной волны. Физическая интерпретация ударной адиабаты. 11. Задача о распаде произвольного разрыва. Упрощенная теория ударной трубы.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Гидродинамика.М.: Наука, 1986.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа. М.: «Наука», 1987, 840 с.
- Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. М.:Наука, 1963.
Дополнительная литература
- Мурсенкова И.В., Сысоев Н.Н. Исследование ударных волн в газодинамической ударной трубе. В кн. Специальный практикум по молекулярной физике: Учебное пособие / Под. Ред. Н.Н. Сысоева, А.И. Осипова. – М.: Изд-во «КДУ», 2007. С. 12-41.
- Мурсенкова И.В., Уваров А.В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Основы физической гидродинамики» (подг. к печати)
- Т.Е.Фабер. Гидроаэродинамика. Под ред. А.А.Павельева; М., 2001. 560 с.
Интернет-ресурсы
- http://lib.mexmat.ru/
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/1222
- http://www.imec.msu.ru/content/nio/VanDaik/
Программное обеспечение современных информационных компьютерных технологий
- Matlab
Материально-техническое обеспечение
Аудитория 2-44. Мультимедийный проектор с экраном для презентаций.