- Название дисциплины: Гидродинамика открытых систем
- Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре.
- Направление подготовки: 03.06.01 «Физика и Астрономия». Научная специальность: 01.01.03, 01.04.06 , 01.04.17, 05.13.18, 25.00.29.
- Место дисциплины (модуля) в структуре ООП: курс относится к дисциплинам научной специальности вариативной части Блока 1, по результатам освоения которых обучающиеся сдают кандидатский экзамен по научной специальности.
- Планируемые результаты обучения по дисциплине, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников).
Формируемые компетенции (код компетенции) |
Планируемые результаты обучения по дисциплине |
УК-1 | У1 (УК-1) Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при описании динамики вихревых структур. |
В2 (УК-1) Владеть навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, связанных с вихревой динамикой, в том числе в междисциплинарных областях (гидродинамика, физико-химическая кинетика, теория горения и взрыва). | |
УК-3 | З1 (УК-3) Знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах в области гидродинамики открытых систем. |
В2 (УК-3) Владеть технологиями оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, связанных с расчетом открытых систем, в том числе ведущейся на иностранном языке. | |
УК-5(6) | У1 (УК-5(6)) Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития в области описания вихревых структур и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. |
- Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Объем дисциплины составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часов, из которых 52 часа составляет контактная работа аспиранта с преподавателем (30 часов занятия лекционного типа, 6 часов занятия семинарского типа (семинары), 6 часов индивидуальные консультации, 8 часов мероприятия текущего контроля успеваемости, 2 часа мероприятия промежуточной аттестации), 56 часов составляет самостоятельная работа аспиранта.
- Входные требования для освоения дисциплины (модуля), предварительные условия:
Обучающиеся должны обладать базовыми знаниями по механике сплошных сред и физико-химической кинетике.
- Формат обучения: очный, дистанционное обучение не предусмотрено
- Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и виды учебных занятий
Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля), форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) |
Всего (часы) |
В том числе | ||||||||
Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы из них |
Самостоятельная работа обучающегося, часы из них |
|||||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | Групповые консультации | Индивидуальные консультации | Учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости коллоквиумы, практические контрольные занятия и др)* | Всего | Выполне-ние домашних заданий | Подготов-ка рефератов и т.п.. | Всего | ||
Тема 1. Открытые системы. Баланс энергии и энтропии. Стационарные неравновесные состояния. Примеры открытых систем различных масштабов. Самоорганизация в открытых системах. Диссипативные структуры. | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||
Тема 2. Неравновесная термодинамика. Потоки и силы. Производство энтропии и соотношения взаимности Онсагера. Теорема Пригожина | 5 | 3 | 3 | 2 | 2 | |||||
Тема 3. Физико-химическая кинетика. Вращательный, колебательный, электронный энергообмен, химические реакции. Гетерогенная релаксация, каталитичность поверхности. | 16 | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 | 4 | 2 | 6 | |
1. Тема 4. Гидродинамика релаксирующих и реагирующих сред. Влияние неравновесных процессов на гидродинамические потоки. Изменения в системе гидродинамических уравнений и в граничных условиях. | 16 | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 | 4 | 2 | 6 | |
Тема 5. Конвекция в неравновесных средах. Рэлеевский механизм и конвекция Марангони. Задача Бенара в линейном и нелинейном приближениях | 9 | 3 | 2 | 5 | 4 | 4 | ||||
Тема 6. Теория теплового взрыва Н.Н.Семенова как пример модели открытой системы с резким изменением стационарного состояния при малом изменении внешних условий. Приближение Франк-Каменецкого. Влияние обратных процессов | 12 | 4 | 2 | 6 | 4 | 2 | 6 | |||
Тема 7. Стационарное состояние в неравновесных системах с учетом накачки энергии во внутренние степени свободы и теплоотвода из поступательных степеней. Влияние изменения теплоотвода при начале конвекции на переход в новое стационарное состояние. | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 | 4 | 4 | |||
Тема 8. Влияние гидродинамической неустойчивости на переход в новое стационарное состояние в открытых системах. Примеры. | 12 | 4 | 2 | 2 | 8 | 4 | 4 | |||
Промежуточная аттестация | 20 | |||||||||
Итого | 108 | 30 | 6 | 6 | 10 | 52 | 40 | 16 | 56 |
- Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы аспирантов по дисциплине.
Самостоятельная работа аспиранта проводится в виде выполнения практических самостоятельных работ (ПСР) в форме решения задач и анализа предложенных публикаций по теме.
Текущий контроль осуществляется путем индивидуального обсуждения с преподавателем выполненного ПСР или путем групповой дискуссии в группе аспирантов при участии преподавателя.
- Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ по дисциплине (модулю) |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ по дисциплине (модулю) и ШКАЛА оценивания |
ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ* | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | |||
У1 (УК-1) Уметь анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов при анализе гидродинамических процессов в открытых системах. | Частично освоенное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов | В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов | В целом успешно, но содержащие отдельные пробелы анализ альтернативных вариантов решения исследовательских задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов | Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов | Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы, практические контрольные задания на анализ использованных при решении задач приближений | |
В2 (УК-1) Владеть навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, связанных с вихревой динамикой, в том числе в междисциплинарных областях (гидродинамика, физико-химическая кинетика, неравновесная термодинамика). | Фрагментарное применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. | В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. | В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. | Успешное и систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. | Индивидуальное собеседование, практические контрольные задания на анализ результатов, полученных в научных статьях | |
З1 (УК-3) Знать особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах в области гидродинамики вихрей. | Фрагментарные знания особенностей предоставления результатов научной деятельности в устной и письменной форме | Неполные знания особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме, при работе в российских и международных коллективах | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах | Сформированные и систематические знания особенностей представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах | Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы | |
В2 (УК-3) Владеть технологиями оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, связанных с вихревыми структурами, в том числе ведущейся на иностранном языке. | Фрагментарное применение технологий оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке | В целом успешное, но не систематическое применение технологий оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке | В целом успешное, но сопровождающееся отдельными ошибками применение технологий оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке | Успешное и систематическое применение технологий оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке | Индивидуальное собеседование, практические контрольные задания на анализ результатов, полученных в научных статьях | |
У1 (УК-5(6)) Уметь формулировать цели личностного и профессионального развития в области описания вихревых структур и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. | Имея базовые представления о тенденциях развития профессиональной деятельности и этапах профессионального роста, не способен сформулировать цели профессионального и личностного развития. | При формулировке целей профессионального и личностного развития не учитывает тенденции развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностные особенности. | Формулирует цели личностного и профессионального развития, исходя из тенденций развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей, но не полностью учитывает возможные этапы профессиональной социализации. | Готов и умеет формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. | Индивидуальное собеседование, письменные ответы на вопросы |
- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций
Вопросы и задания по курсу:
- Первое и второе начала термодинамики в открытых системах.
- Примеры открытых систем.
- Почему при замене переменных в потоках и силах соотношения Онсагера перестают выполняться?
- Иерархия времен в физико-химической кинетике.
- Какие добавочные члены и какие новые уравнения добавляются в гидродинамике релаксирующих и реагирующих сред?
- Число Био и его физический смысл.
- Критические числа Рэлея и Марангони.
- Точки потери устойчивости системы в теориях Семенова и Франк-Каменецкого для задачи теплового взрыва и их физический смысл
- Зависимость кривой нейтральной стабильности от числа Рэлея, профиля температуры и неравновесности, связанной с экзотермическими реакциями.
- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения
Презентации лекций в электронной форме. Рассылаются обучающимся перед каждой лекцией.
- Ресурсное обеспечение:
- Перечень основной и дополнительной учебной литературы
- Ландау Л.Д. Лифшиц Е.М. Гидродинамика, т VI, М: Наука, 1988- 733 с.
- Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур, М.:Мир,2002-461 с.
- Франк-Каменецкий Д.А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике. М.: Наука, 1987-502 с.
- Гершуни Г.З., Жуховицкий Е.М. Конвективная неустойчивость несжимаемой жидкости. М.: Наука, 1972-392 с.
- Гордиец Б.Ф., Осипов А.И., Шелепин Л.А. Кинетические процессы в газах и молекулярные лазеры, М.: Наука, 1980-512 с.
- Осипов А.И., Уваров А.В. Неравновесный газ: проблемы устойчивости//Успехи физических наук, 1996, т.166, №6, с.639-650.
- Описание материально-технической базы.
Аудитория для проведения занятий, компьютер, проектор.
- Язык преподавания. Русский
- Преподаватель: проф., Уваров Александр Викторович, д.-.ф.-м.н.