Лектор

К.ф.-м.н., с.н.с., Винниченко Николай Аркадьевич, nickvinn@yandex.ru, 8(495)9392741.

Аннотация дисциплины.

Курс направлен на выработку у студентов навыков обращения с программным обеспечением, необходимым в научной деятельности. Он состоит из трех частей: подготовка публикаций в TeX, реализация математических моделей в виде небольших прикладных программ в Matlab и выполнение символьных вычислений в Maple. Обучение ведется в форме лекций с одновременной демонстрацией излагаемого материала на компьютере. Самостоятельная работа, необходимая при освоении программного обеспечения, реализуется в форме домашних заданий и контрольных работ, заключающихся в создании программного кода. Большинство примеров представляют собой небольшие задачи из физической практики.

Цели освоения дисциплины

Целью курса является приобретение студентами практических навыков ведения аналитических вычислений, реализации численных моделей и подготовки публикаций с использованием распространенных в научной среде программных продуктов: текстового редактора TeX, среды программирования Matlab и пакета компьютерной алгебры Maple.

Задачи дисциплины

Демонстрация на физических примерах основных приемов программирования и синтаксиса рассматриваемых программных средств. Практическое усвоение студентами материала в ходе выполнения учебных задач. По завершении курса студент должен уметь использовать компьютер как инструмент для решения стоящих перед ним исследовательских задач.

Компетенции

        Компетенции, необходимые для освоения дисциплины - ИК-3.

        Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины - ИК-4, ПК-2.

 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

знать возможности TeX, Matlab, Maple, их преимущества и недостатки по сравнению с существующими аналогами;

уметь готовить публикации в TeX, решать типичные задачи математической физики с помощью символьных и численных расчетов;

владеть навыком создания пользовательского интерфейса в Matlab, базовыми навыками программирования;

иметь опыт реализации математических моделей в форме прикладных программ.

 

 Содержание и структура дисциплины.

Вид работы

Семестр

Всего

6

7

8

Общая трудоёмкость, акад. часов

   …

72

72

Аудиторная работа:

            Лекции, акад. часов

   …

36

            Семинары, акад. часов

            Лабораторные работы, акад. часов

Самостоятельная работа, акад. часов

36

Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен)

зачет

 

N
раз-
дела

Наименование
раздела

Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий

Форма
текущего
контроля

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

 

Лекции

Семинары

Лабораторные работы

1

Подготовка научных статей в TeX

2 часа.

Сравнение TeX и Word. Установка и русификация. Обязательная преамбула документа TeX. Набор текста: разделы, аннотация, содержание, начертание и размер шрифта. Списки.

2 часа.

Набор текста, содержащего списки. Упражнение на абзацы нестандартной формы.

ДЗ,

КР,

Об.

2 часа.

Набор формул и их нумерация: формулы строчные и выключные, ссылки на формулы, системы уравнений, вариантные формулы и формулы в несколько строк, матрицы.

2 часа.

Набор текста, содержащего формулы и ссылки на них.

2 часа.

Создание списка литературы и ссылки на его элементы. Окружение thebibliography и BibTeX. Вставка рисунков. Создание простых таблиц.

2 часа.

Набор текста, содержащего рисунки и таблицы.

2 часа.

Макросы: определение новых и переопределение уже существующих команд. Создание своего стиля документа: колонтитулы, переопределение команд, создающих разделы, точка после "Рис". Пример применения стилевого файла из журнала.

2 часа.

Задание команд для набора математических операторов. Определение своего окружения типа “теорема”.

2

Реализация небольших прикладных программ в Matlab

2 часа.

Сравнение MatLab и языков программирования. Анализ быстродействия. Примеры применения.

2 часа.

Знакомство с демонстрационными примерами Matlab.

ДЗ,

КР,

Об.

2 часа.

Общий синтаксис MatLab как языка программирования: циклы, условные операторы, файловый ввод и вывод.

2 часа.

Реализация простого алгоритма с использованием циклов и условных операторов.

4 часа.

Оформление графиков функций одной переменной. Спецграфика: диаграммы, гистограммы, две оси ординат, указание погрешности. Заливка плоских фигур.

4 часа.

Создание программ, включающих вычисления и визуализацию их результатов.

4 часа.

Создание пользовательского интерфейса: вручную, с помощью стандартных диалогов и с помощью утилиты Guide. Структура простой программы: головной файл и файлы-обработчики кнопок. Динамическая перестройка интерфейса.

4 часа.

Создание программ с реализацией пользовательского интерфейса с помощью утилиты и Guide и с помощью функций-конструкторов.

4 часа.

Визуализация функций двух и трех переменных: поверхности, линии уровня, векторное поле, линии тока, график, изменяющийся во времени.

4 часа.

Создание программ для визуализации двумерных скалярных и векторных полей.

2 часа.

Работа с изображениями. Анимация. Создание независимого приложения.

2 часа.

Реализация динамической перерисовки графика. Автоматическая съемка фильмов.

     3

Символьные вычисления при помощи Maple

2 часа.

Задание функций и выражений, создание графиков и анимаций.

2 часа.

Исследование функций.

ДЗ,

КР,

Об.

2 часа.

Преобразование выражений, замена переменных, решение уравнений и систем уравнений.

2 часа.

Решение алгебраических уравнений.

2 часа.

Вычисление пределов, производных, интегралов, разложение в ряд.

2 часа.

Вычисление интегралов от сингулярных функций. Нахождение асимптотик.

2 часа.

Решение дифференциальных уравнений. Линейная и нелинейная регрессия для экспериментальных данных.

2 часа.

Аналитическое и численное решение дифференциальных уравнений с начальными и граничными условиями.

2 часа.

Элементы линейной алгебры и векторного анализа.

2 часа.

Операции над матрицами на примере задачи устойчивости.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

  1. Спецкурс кафедры (по выбору).
  2. Вариативная часть, блок В-ПД.
  3. Курс опирается на базовые навыки обращения с компьютером и знания, полученные на математических курсах. Знание английского языка необходимо для свободного чтения документации к программным продуктам. В свою очередь курс дает умения, необходимые для научно-исследовательской работы, особенно связанной с теоретическими выкладками или численным моделированием.
    • К началу освоения данного курса необходимы знания, полученные учащимися в рамках следующих дисциплин: программирование и информатика, английский язык, математический анализ, дифференциальные уравнения, основы математического моделирования.
    • Освоение курса необходимо для выполнения научно-исследовательской практики и освоения спецкурсов, тематика которых связана с проведением компьютерного моделирования.

 Образовательные технологии

Учебный процесс основан на постоянном практическом использовании учащимися излагаемого материала. Все занятия и сдача зачета проходят с использованием компьютеров. Материалы курса размещены на сайте кафедры. Учащиеся присылают выполненные домашние задания по электронной почте, что позволяет подробно разбирать различные варианты решения и допущенные ошибки в начале следующего занятия.

 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Домашние задания по TeX заключаются в наборе фрагмента текста объемом 1-2 стр., взятого из научной литературы, в соответствии с выданным образцом.

Пример домашнего задания по Matlab:

Написать программу, реализующую клеточный автомат распространения эпидемии:

Задана сетка M×N клеток. На каждом шаге по времени каждая клетка может принимать одно из трех значений: "здоров", "болен и заразен", "мертв". Заданы вероятности заразиться p1, выздороветь p2  и умереть p3. Исходное состояние — все клетки здоровы, кроме одной (случайно выбранной), которая больна и заразна. Каждая клетка на каждом шаге по времени 1) если она здорова, а среди ее восьми ближайших соседей есть больные, то для каждого из больных соседей производится случайный розыгрыш: заразилась от него (вероятность p1) или нет, 2) если она была больна, то с вероятностью p2 она выздоравливает (переставая быть заразной), с вероятностью p3 умирает (также переставая быть заразной), с вероятностью 1-p2-p3 остается в прежнем состоянии (больная и заразная), 3) если она была мертва, то такой и остается. Если ни одно из правил не выполнено, то клетка просто сохраняет свое состояние. Граничные условия — периодические. Нужно визуализировать эволюцию состояния здоровья сообщества клеток. Параметры M, N, p1, p2, p3 и число шагов по времени должны вводиться из интерфейса.

 Примеры контрольных вопросов по Matlab:

  1. Почему программа работает крайне медленно при таком присвоении значений элементам массива:

 for j = 1:1000000

a(j) = sin(j);

end

(массив a до того в программе не встречался)? Как ускорить выполнение программы?

  1. Будет ли равна нулю переменная eps после выполнения следующего кода?

 

eps=1;

while (1+eps) > 1

    eps = eps/2;

end

 

  1. Как поставить точку заданного цвета в заданном месте графической области (любой из существующих способов)?
  2. Что нужно сделать, чтобы построить график поверхности функции двух переменных, заданной на неравномерной сетке?
  3. Как уменьшить мерцание при построении графика, изменяющегося в реальном времени?
  4. Что нужно сделать, чтобы создать свою схему раскраски?
  5. Как можно быстрее визуализировать множество, состоящее из точек одного или нескольких цветов?

 

Пример домашнего задания по Maple:

Из законов сохранения 

где  — энтальпия, получить соотношения Рэнкина-Гюгонио

где  . Найти пределы в случае сильных ударных волн (M →∞).

Указание: систему законов сохранения с подставленной энтальпией надо решить относительно v2, p2, ρ2, затем вычислить необходимые отношения и преобразовать их до нужного вида.

Полный перечень заданий к зачету заранее неизвестен. На зачете разрешается использование любых письменных и электронных источников, кроме контакта с другими людьми, в том числе через Интернет. Задания аналогичны приведенным выше примерам домашних заданий. Программы, написанные на Matlab, в обязательном порядке должны содержать пользовательский интерфейс, реализованный любым доступным способом. В зависимости от выполнения домашних заданий в ходе семестра учащийся может получить различное число заданий на зачете по каждой из частей курса.

 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 Основная литература

  1. С.М. Львовский Набор и верстка в системе LaTeX. МЦНМО, 2006.
  2. Д.Э. Кнут Все про TeX. Вильямс, 2003.
  3. Н.Н. Мартынов Matlab 7. Элементарное введение. Кудиц-образ, 2005.
  4. В.З. Аладьев Системы компьютерной алгебры. Maple. Искусство программирования. Лаборатория базовых знаний, 2006.

 Дополнительная литература

  1. М. Гуссенс, Ф. Миттельбах, А. Самарин Путеводитель по пакету LaTeX и его расширению LaTeX2ε. Мир, 1999.
  2. В.П. Дьяконов MATLAB 7.*/R2006/R2007 Самоучитель. ДМК-пресс, 2008.
  3. Л.Ф. Шампайн, И. Гладвел, С. Томпсон Решение обыкновенных дифференциальных уравнений с использованием MATLAB. Лань, 2009.
  4. К.Чен, П.Джиблин, А.Ирвинг MATLAB в математических исследованиях. Мир, 2001.

 Интернет-ресурсы

Материалы курса доступны на сайте кафедры молекулярной физики http://molphys.phys.msu.ru в разделе Файловый архив -> Материалы спецкурсов -> Компьютерные методы для решения физических задач

 Материально-техническое обеспечение

В соответствии с требованиями п.5.3. образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки «Физика».

Аудитория 2-44.

В наличии есть проектор и компьютер для презентации. Практическая часть занятий проводится с использованием личных ноутбуков учащихся.

Лектор

К.ф.-м.н., ассистент Плаксина Юлия Юрьевна, yuplaksina@mail.ru, 8(495)939-26-94.

Аннотация дисциплины

Рассматриваются два связанных вопросов – физика фазовых переходов и их влияние на гидродинамику системы. В сжатой форме излагается основные вопросы физики и химии поверхности. Рассматриваются гидродинамические процессы на границе раздела сред при наличии энергообмена между средами – это испарение, гетерогенная конденсация, поглощение излучения на границе раздела. Проводится анализ граничных условий, исследуется влияние колебаний поверхности раздела на распространение гидродинамических возмущений. Анализируются гравитационно-капиллярные волны, термокапиллярная и концентрационная конвекции. Существенное место в курсе занимает анализ параметров подобия, связанных с объемным энерговыделением и энергообменом на границе раздела сред.

Цели освоения дисциплины

Целью курса является приобретение студентами практических навыков в формулировке проблем при наличии фазовых переходов и границ раздела сред, а также анализа параметров подобия.

Задачи дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные физические модели, описывающие тепло- и массообмен на границе раздела сред и иметь общее представление об особенностях фазовых переходов.

Программа курса

  1. Условие равновесия фаз. Путешествие по фазовой диаграмме. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса.Фазовые переходы и их классификация.
  2. Теория Ван-дер-Ваальса. Критическая точка пар-жидкость.

Закон соответственных состояний

  1. Модель Изинга. Законы Кюри и Кюри-Вейсса. Корреляционная функция вблизи критической точки.
  2. Химия и физика поверхности. Поверхностное натяжение и изменение поверхностной энергии. Межфазное натяжение. Адгезия, когезия. Добавочное давление, обусловленное кривизной поверхности жидкости.

Формула Лапласа. Сорбция.

  1. Моделирование потоков тепла на границе раздела «вода-воздух» (эмпирические модели)
  2. Гидродинамические уравнения и условия на границе
  3. Параметры подобия и граничные условия для деформируемой поверхности
  4. Гравитационно - капиллярные волны на поверхности раздела жидкость-газ
  5. Термокапиллярная конвекция на границе раздела жидкость-газ
  6. Испарение и конденсация. Их влияние на формирование гидродинамических течений в жидкости и в газе.
  7. Структуры на поверхности жидкости. ПАВ, пленки и их описание. Влияние пленок на испарение и газовый обмен.
  8. Пузырьки. Распространение звуковых волн в пузырьковой среде. Всплытие пузырька. Классический анализ движения пузырька (без учета теплопроводности, вязкости и поверхностного натяжения). Паровые пузырьки. Антипузыри. Кавитация.
  9. Капли.

 Литература

  1. Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц Теоретическая физика. (т. V) Статистическая физика. Часть 1. М.: Наука, 1976.
  2. Г. Стенли Фазовые переходы и критические явления. М.: Мир, 1973.
  3. Ш. Ма Современная теория критических явлений. М.: Мир, 1980.
  4. А.З. Паташинский, В.Л. Покровский Флуктуационная теория фазовых переходов. М.: Наука, 1982.
  5. М. А. Анисимов Критические явления в жидкостях и жидких кристаллах. М.: Наука, 1987.
  6. Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. Теоретическая физика. (т. VI) Гидродинамика. М.: Наука, 1986.
  7. В. И. Ралдугин. Физикохимия поверхности. Долгопрудный: Издательский Дом «Интеллект», 2011.

Лектор: к.ф.-м.н., ст.преподаватель Плаксина Юлия Юрьевна

Код курса:                         

Статус:          обязательный

Аудитория:    специальный

Специализация:  Физика
                 молекулярных процессов

Семестр:        1

Трудоёмкость: 2 з.е.

Лекций:          24 часа

Практ. занятий: 12 часов

Отчётность:      экзамен

Начальные          М-ПК-1,
компетенции:      М-ПК-6                  

 Приобретаемые    М-ПК-2, компетенции:        М-ПК-3               

Аннотация курса

Рассматриваются процессы тепло- и массообмена за счет конвективного переноса как в классических системах с неоднородным распределением температуры, так и в системах с неравновесным запасом энергии во внутренних степенях свободы. Накачка энергии во внутренние степени свободы, релаксационные процессы сильно изменяют условия конвективного обмена. Рассматривается как приближенный инженерный подход, так и точная гидродинамическая задача.

Приобретаемые знания и умения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен освоить основные элементы базовой теории конвекции – уметь оценивать роль конвекции с помощью расчета критических чисел, знать основные механизмы конвекции и факторы, влияющие на конвективный перенос.

Образовательные технологии

Курс имеет электронную версию для презентации. Лекции читаются с использованием современных мультимедийных возможностей и проекционного оборудования.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими частями ООП

Курс читается в логической взаимосвязи со специальными дисциплинами: «Физика газового разряда», «Физика горения и взрыва», «Экспериментальные методы»

Дисциплины и практики, для которых освоение данного курса необходимо как предшествующего

Научно-исследовательская практика, научно-исследовательская работа, курсовая работа.

Основные учебные пособия, обеспечивающие курс

  1. Гершуни Г.З., Жуховицкий Е.М. конвективная утойчивость несжимаеой жидкости.М.Наука, 1972.
  2. Гершуни Г.З., Жуховицкий Е.М., Непомнящий А.А. Устойчивость конвективных течений. М.Наука,1989.
  3. Гетлинг А.В. Конвекция Рэлея-Бенара, М.:Эдиториал УРСС, 1999.
  4. Кошкин В.К., Калинин Э.К.,Дрейцер Г.А., ЯрхоС.А. Нестационарный теплообменюМ. Машиностроение, 1973.

Основные учебно-методические работы, обеспечивающие курс

  1. Осипов А.И., Уваров А.В. Неравновесный газ: проблема устойчивости. //Успехи физических наук, 1996, т.166, №6, с.639-650.
  2.  

Основные научные статьи, обеспечивающие курс

1.Винниченко Н.А., Уваров А.В. Модернизация приближения Обербека- Буссинеска для решения нестационарных задач в замкнутой полости.//Вестник Моск. Ун-та.сер.3 физ. Астрон, 2010, №6, с.21-25.

2. Osipov A.I., Uvarov A.V. , Roschina N.A. Influence of natursl convection on the parameters of thermal explosion in the horizontal cylinder//Int.J.Heat Mass Transfer, 2007, v.50, issue25-26, p.5226-5231

3.Roschina N.A., Uvarov A.V., Osipov A.I. Natral convection in an annulus between coaxial horizontal cylinders with internal heat generation//Int.J.Heat Mass Transfer, 2006, v.3, N1-2, p.40-47.

Программное обеспечение и ресурсы в интернете

molphys.phys.msu.ru

Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится на 6 и 14 неделе в форме контрольных работ с оценкой. Критерии формирования оценки – уровень знаний пройденной части курса.

Текущая аттестация проводится раз в две недели. Критерии формирования оценки – посещаемость занятий, активность студентов на лекциях.

Фонды оценочных средств

Контрольные вопросы для текущей аттестации на семинарах; вопросы и задачи для контрольных работ; вопросы к экзамену; тесты и компьютерные тестирующие программы; темы докладов и рефератов.

 Структура и содержание дисциплины

Раздел

Неделя

Естественная и вынужденная конвекция. Система гидродинамических уравнений для описания конвекции. Приближение Обербека-Буссинеска.

1

Задача Рэлея. Число Рэлея. Число Грасгофа. Проблема конвективной устойчивости

2-3

Конвективные течения в воде. Особенности теплофизических свойств воды.

Проникающая конвекция.

4

Сравнение интенсивности гидродинамического и молекулярного переноса. Число Нуссельта. Зависимость числа Нуссельта от чисел Рэлея и Рейнольдса для различных конфигураций конвективного потока.

5-6

Проблема математического моделирования конвективного переноса. Методы.

7-10

Объемное энерговыделение. Влияние немонотонного профиля и зависимости скорости энерговыделения от температуры.

11

Конвекция на границе раздела сред. Конвекция в системе вода-воздух.

12-13

Конвективные процессы в геофизических задачах

14

Конвекция в плазме газовых разрядов.

15

 

 

 

 

Лектор: д.ф.-м.н., профессор Петрова Галина Петровна

Код курса:

Статус:           обязательный

Аудитория:    специальный

Специализация: Физика
        молекулярных процессов

Семестр:            2

Трудоёмкость:   2 з.е.

Лекций:           28 часов

Практ. занятий:  4 часа

Отчётность:        зачёт

Начальные            М-ПК-1,
компетенции:       М-ПК-6
 

Приобретаемые     М-ПК-3,
компетенции:        М-ПК-4

Аннотация курса

Целью данного спецкурса является знакомство студентов, с особенностями структуры и физических свойств термотропных и лиотропных систем. Изложена система классификации жидких кристаллов различных типов. Рассматриваются основы теории фазовых переходов, молекулярно-статистической теории и элементы теории упругости (в основном, на примере нематических жидких кристаллов). Описываются изменения физических свойств жидких кристаллов (жк) под воздействием различных внешних полей. Приводятся экспериментальные данные, полученные автором с сотрудниками, при исследовании различных типов теплового молекулярного движения в термотропных жидких кристаллах и в лиотропных системах, таких, как растворы биополимеров.

Рассмотрено воздействие ионов тяжелых металлов на белки и ферменты в растворах, приводящее к возникновению дипольных наноструктур, которые могут рассматриваться как   начало образования жк фазы.

   Для студентов и аспирантов, специализирующихся в области молекулярной физики, медицинской физики и физической экологии.

Приобретаемые знания и умения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление об особенностях жк фаз и о теоретических подходах к описанию физических свойств этих структур

Образовательные технологии

Лекции читаются с использованием современных мультимедийных возможностей и проекционного оборудования.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими частями ООП

Курс можно рассматривать как продолжение и приложение вопросов, излагаемых в курсах по «Физике жидкостей».

Дисциплины и практики, для которых освоение данного курса необходимо как предшествующего

Научно-исследовательская практика, научно-исследовательская работа, курсовые и дипломные работы, задачи специального практикума.

Основные учебные пособия, обеспечивающие курс

П. де Жен Физика жидких кристаллов «Наука» 1977

Л.М.Блинов,   Электро и магнитооптика жидких кристаллов, М.»Наука1978

А.С. Сонин   Введение в физику жидких кристаллов М.»Наука 1983

С.Чандрасекхар   Жидкие кристаллы Из-во «Мир»1980.М.

Дополнительная:

Капустин А.П. Электрооптические и акустические свойства жидких кристаллов ; Экспериментальные исследования жидких кристаллов , М. Наука, 1973,1977.

Браун Г., Улкен Д. Жидкие кристаллы и биологические структуры; М. Мир,1982.

Основные учебно-методические работы, обеспечивающие курс

Г.П.Петрова Анизотропные жидкости. Биологические структуры. Учебное пособие.

МГУ им. М.В.Ломоносова физический факультет. Москва, 2005

Основные научные статьи, обеспечивающие курс

Петрова Г.П., Петрусевич Ю.М., Гурова М.А., Сергеева И.А., Тихонова Т.Н., Федорова К.В., Чжан Сяолей. «Физический механизм токсического воздействия тяжелых металлов на белки и ферменты». // Мед. физика, 2010, № 2 (46), с. 101–104.

Т.А. Яхно и др. «О существовании регулярных структур в жидкой сыворотке крови», ЖТФ,2003, вып.4, с.23

С.А.Скопинов, И.П.Антропова «Динамика формирования ж.к текстур в образцах своротки крови»,Изв.Ак.наук 1995, т.59, вып.3.

Программное обеспечение и ресурсы в интернете

http://molphys.phys.msu.ru

 

Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится на 8 неделе в форме коллоквиума с оценкой. Критерии формирования оценки – уровень знаний пройденной части курса.

Текущая аттестация проводится еженедельно. Критерии формирования оценки – посещаемость занятий, активность студентов на лекциях, уровень подготовки к семинарам.

Фонды оценочных средств

Контрольные вопросы для текущей аттестации на семинарах; задания для практических (лабораторных) занятий; вопросы и задачи для контрольных работ и коллоквиумов; вопросов к зачётам и экзаменам; темы докладов и рефератов.

 Структура и содержание дисциплины

 

Раздел

Неделя

Ближний и дальний порядок в конденсированной среде, ориентационное упорядочение.                                                                                

История открытия жидких кристаллов и этапы развития

1

Система классификации жидких кристаллов и основные типы молекулярного упорядочения термотропных жидких кристаллов. Параметр порядка нематической фазы и функция ориентационного распределения молекул. Тензорный параметр порядка нематической фазы                                      

Холестерическе жидкие кристаллы Оптические свойства холестерических жидких кристаллов Смектические жидкокристаллические фазы Смектические фазы со структурными слоями Дисковые фазы

2-3

Отличительные особенности фазовых переходов в жидких кристаллах Теория фазовых переходов Ландау-де Жена (для нематической фазы).Особенности рэлеевского рассеяния света в жидких кристаллах. Циботаксические группы

4-5

Молекулярно-статистическая теория нематической фазы                                    

Различные типы межмолекулярного взаимодействия в жидких кристаллах          

Теория Майера–Заупе . Моделирование жк фазы с помощью машинных экспериментов

6

Элементы теории упругости жидких кристаллов Изгибовае деформации жидкокристаллических слоев. Модули Франка

7

Некоторые физические свойства термотропных жидких кристаллов

Анизотропия электрических и магнитных свойств ЖК. Влияние внешних полей. Переходы Фредерикса

8

Молекулярная подвижность в жидких кристаллах .Ультраакустические свойства жидких кристаллов                                  

Дисперсия скорости звука в жидких кристаллах . Распространение ударно-акустического возмущения в жидких

9

Лиотропные жидкие кристаллы. Биологические структуры

Лиотропные фазы. Лиомезоморфизм.

История открытия лиотропных ЖК

10

Амфифильные системы. Последовательность фаз при изменении концентрации амфифильных веществ Структурные элементы лиомезофаз.

Параметры порядка для мицеллярной лиотропной фазы

Роль растворителя в образовании мезофаз Некоторые физические свойства лиотропных жидких кристаллов

11-12

Биологические структуры. Мембраны. Форменные элементы крови. Белки.

Строение клеточной мембраны Состав крови. Состав и строение белковых молекул

13-14

Образование ЖК фазы в растворах белков, содержащих ионы тяжелых металлов.

Роль металлов в живых организмах.

Возникновение наноструктур при взаимодействии белковых макромолекул с тяжелыми ионами.

15

 

Лектор

д.ф.-м.н., профессор Знаменская Ирина Александровна

Код курса:

 

Аннотация курса

В последние годы развитие плазменных технологий, методов исследования импульсных процессов в газах, численного моделирования течений в газах и плазме привело к возникновению научного направления на стыке физики и механики газа и плазмы – плазменной газодинамике.

В лекционном курсе содержатся базовые сведения о газовых и плазменных средах, течениях газа с импульсным и стационарным энергоподводом, методами ионизации потоков газа. Рассматриваются модели описания течений газа и плазмы. В рамках курса студенты знакомятся с особенностями поверхностных, струйных разрывных течений газа и плазмы.

Статус:

По выбору

Аудитория:

специальный

Специализация:

физика

Семестр:

9

Трудоёмкость:

2 з.е.

Лекций:

34 часа

Семинаров:

-

Практ. занятий:

2 часа

Отчётность:

экзамен

Начальные
компетенции:

 

М-ПК-1, М-ПК-2

Приобретаемые
компетенции:

 

М-ПК-3, М-ПК-7

 

 

 

 

Приобретаемые знания и умения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить представление об основных моделях описания движущихся газовых и плазменных сред, в том числе течений с разрывами; способах управления параметрами потоков газа и плазмы, физических основах плазменных технологий.   

Образовательные технологии

Лекции читаются с использованием современных мультимедийных возможностей и проекционного оборудования. Курс имеет электронную версию для презентации.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими частями ООП

Курс логически о содержательно-методически связан с курсами: “Механика сплошных сред", “Физическая газодинамика”, “Физика газового разряда”.

Дисциплины и практики, для которых освоение данного курса необходимо как предшествующего

Научно-исследовательская практика, научно-исследовательская работа, курсовая работа, дипломная работа.

Основные учебные пособия, обеспечивающие курс

Знаменская И.А., Луцкий А.Е. Газодинамическое течение с импульсным подводом энергии. Учебное пособие. МАИ, 2000.

Основные учебно-методические работы, обеспечивающие курс

Специальный практикум по молекулярной физике. Под. ред. Н.Н. Сысоева и А.И. Осипова. КНУ. 2007.

 

Основные научные статьи, обеспечивающие курс

 

Знаменская И.А., Иванов И.Э., Крюков И.А, Кули-Заде Т.А. Импульсный объемный разряд с предыонизацией в двумерном газодинамическом потоке. ЖЭТФ 2002, Т 122 в в 6(.12) 1198-2006Аульченко С.М., Замураев В.П., Знаменская И.А., Калинина А.П., Орлов Д.М., Сысоев Н.Н. О возможности управления трансзвуковым обтеканием профилей с помощью подвода энергии на основе наносекундного разряда типа “плазменный лист. ЖТФ, 2009, Т. 79, В. 3, С. 17-27.

Знаменская И.А., Латфуллин Д.Ф. Мурсенкова И.В. Поверхностный поперечный распределенный наносекундный разряд в сверхзвуковом пограничном слое. Доклады Академии Наук, 2009, том 427, № 1,  С. 32-34.

Программное обеспечение и ресурсы в интернете

 

Контроль успеваемости

Промежуточная аттестация проводится на 7 неделе в форме контрольной с оценкой. Критерии формирования оценки – уровень знаний пройденной части курса.

Текущая аттестация проводится еженедельно. Критерии формирования оценки – посещаемость занятий, активность студентов на лекциях.

Фонды оценочных средств

Контрольные вопросы для текущей аттестации на семинарах; вопросы и задачи для контрольных работ и коллоквиумов; вопросов к зачётам и экзаменам; темы докладов и рефератов.

Структура и содержание дисциплины

Раздел

Неделя

1.      Модели описания среды. Понятие сплошных сред. Переход газовой среды в плазменное состояние. Ионизованный газ и плазма. Идеальный газ и идеальная плазма. Длина свободного пробега и дебаевский радиус.

1

2.      Законы сохранения для сплошной среды. Разрывы сплошной среды. Классификация разрывов и волн. Тангенциальный разрыв. Образование ударной волны в газе. Распад произвольного разрыва. Взаимодействия, отражения, преломление ударных волн. Регулярное и маховское отражение. Волны разрежения и сжатия.

2

3.      Плазма как сплошная среда. Термодинамические параметры плазмы.  Колебания в плазме. Излучательные переходы в плазме. Уравнения плазмы в гидродинамическом приближении.

 3

4.      Кинетика низкотемпературной плазмы. Уравнение Пуассона. Уравнения Больцмана и Власова. Уравнение переноса излучения в плазме. Одножидкостная, двухжидкостная гидродинамика плазмы. Неустойчивости в плазме.

4-5

5.      Течения газа с энергоподводом. Высокоэнтальпийные течения газа и плазмы. Энергоподвод в газодинамическое течение. Стационарный, импульсный, частотный режимы энергоподвода. Распад разрыва при импульсном энерговыделении.

6

6.      Образование ударной волны при импульсном выделении энергии. Высокоскоростные течения газа с ударными волнами. Сверхзвуковое обтекание тел.

7

7.      Пограничный слой в вязком потоке. Течения в каналах и соплах. Псевдоскачки. Следовые течения. Отрывные течения. Струйные течения газа и плазмы.

8

8.      Ионизирующие ударные волны.  Структура сильных ударных волн. Гиперзвуковые течения. Ударные волны в низкотемпературной плазме. Структура ударной волны в газе и плазме.

9

9.      Методы ионизации газовой среды. Газовые разряды. Тлеющий разряд. Импульсные разряды  Импульсный объемный разряд с предыонизацией. Поверхностный скользящий разряд. Оптический разряд. Плазменные генераторы. Плазмотроны.

10

10.  Газовый разряд в потоке. Тлеющий, дуговой разряд в дозвуковом и сверхзвуковом потоке. Импульсный и импульсно-периодический разряд в потоке

11-12

11.  Горение в потоке. Влияние газодинамики на процессы горения. Структура пламён. Газодинамическое управление горением. Донное горение. Детонация.

13

12.  Газодинамика  мощного лазерного излучения, пучков заряженных частиц.

14

13.  Газовая динамика космической плазмы. Солнечный ветер, межзвезжная среда. Ударные волны в космосе.

15