Лектор
К.ф.-м.н., с.н.с., Винниченко Николай Аркадьевич, nickvinn@yandex.ru, 8(495)939-26-94.
Аннотация дисциплины
В курсе рассматривается влияние релаксационных процессов и энерговыделения на гидродинамику газовых сред, модернизация уравнений гидродинамики и граничных условий с учетом релаксационных процессов, а также стандартные вопросы, связанные с распространением малых возмущений в релаксирующей среде, структурой ударных и детонационных волн, процессами горения, стационарная теория теплового взрыва и проблемы конвективного энергообмена при объемном энерговыделении. Существенное место в курсе занимает анализ параметров подобия, связанных с объемным энерговыделением и энергообменом на границе раздела сред. Самостоятельная работа студентов реализуется в форме домашних заданий и контрольных работ, связанных с решением задач по материалам курса.
Цели освоения дисциплины
Целью курса является приобретение студентами практических навыков в работе с уравнениями релаксационной и межфазной гидродинамики, анализу параметров подобия и выявления основных факторов, влияющих на гидродинамику системы.
Задачи дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные физические модели, описывающие тепло- и массобмен в реагирующих и неравновесных средах, уметь определять характер течения по оценке параметров подобия, пользоваться эмпирическими формулами, решать задачи по тепло- и массообмену.
Компетенции
Компетенции, необходимые для освоения дисциплины - ОНК-5, ПК-1.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины - СК-2, ПК-2.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
знать модели релаксационной и межфазной гидродинамики;
уметь провести простейшие расчеты параметров гидродинамических систем и критериев подобия;
владеть навыками оценок и расчетов для межфазных систем и систем с энерговыделением.
Содержание и структура дисциплины
Вид работы |
Семестр |
Всего |
||
8 |
|
|
||
Общая трудоёмкость, акад. часов |
72 |
… |
… |
72 |
Аудиторная работа: |
… |
… |
… |
… |
Лекции, акад. часов |
32 |
… |
… |
… |
Семинары, акад. часов |
… |
… |
… |
… |
Лабораторные работы, акад. часов |
… |
… |
… |
… |
Самостоятельная работа, акад. часов |
40 |
… |
… |
… |
Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с оценкой, экзамен) |
экзамен |
… |
… |
… |
N |
Наименование |
Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий
|
Форма |
|||
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа
|
|||||
Лекции |
Семинары |
Лабораторные работы |
||||
|
Распространение гидродинамических возмущений в неравновесных средах |
2 часа. Система гидродинамических уравнений и граничных условий с учетом процессов релаксации и объемного энерговыделения. |
… |
… |
4 часа. Работа с лекционным материалом по теме “Система гидродинамических уравнений и граничных условий с учетом процессов релаксации и объемного энерговыделения”. |
ДЗ, КР, Об. |
4 часа. Малые возмущения в релаксирующей среде. Дисперсия звуковых волн, распространение вихревых и тепловых возмущений.Приближение второй вязкости. |
… |
… |
4 часа. Решение задач на устойчивость малых возмущений в неравновесной среде. |
|||
4 часа. Релаксационная зона за фронтом ударной волны. |
… |
… |
4 часа. Решение задач на определение параметров за фронтом ударной волны и в зоне релаксации. |
|||
4 часа. Детонационные волны. |
|
|
4 часа Решение задач на распространение детонационных волн |
|||
3 часа. Волны горения. Кинетика цепных реакций. |
… |
… |
4часа. Работа с лекционным материалом по теме “Волны горения. Кинетика цепных реакций”. |
|||
3 часа Стационарная теория теплового взрыва в постановке Семенова и Франк-Каменецкого. |
|
|
4 часа. Решение задач на устойчивость состояния и переход в другое состояние путем теплового взрыва. |
|
||
4 часа. Конвекция в среде при наличии объемного энерговыделения. |
… |
… |
4 часа. Работа с лекционным материалом по теме “Конвекция в среде при наличии объемного энерговыделения”. |
|
||
4 часа Подобие в гидродинамике. Числа Рейнольдса, Рэлея, Нуссельта, Прандтля, Шервуда. |
… |
… |
4 часа. Решение задач на инженерный расчет интенсивности теплопередачи. |
|
||
2 часа. Конечные возмущения в неравновесном газе. Уравнение Бюргерса. |
|
|
4 часа. Работа с лекционным материалом по теме “Конечные возмущения в неравновесном газе. Уравнение Бюргерса” |
|
||
2 часа Устойчивость ударных и детонационных волн. |
… |
… |
4 часа. Работа с лекционным материалом по теме “Устойчивость ударных и детонационных волн” |
|
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
- Спецкурс кафедры (по выбору).
- Вариативная часть, блок В-ПД.
- К началу освоения данного курса необходимы знания основ физической гидродинамики, а также знания по термодинамике и статистической физике, в том числе понятие об описании внутренних степеней свободы молекул.
- Освоение курса необходимо для выполнения научно-исследовательской практики, связанной с физической гидродинамикой, ударными волнами, проведением инженерных расчетов теплообмена.
Образовательные технологии
Использование в учебном процессе демонстрационных фильмов с численной или экспериментальной визуализацией изучаемого течения. Использование в качестве примеров научных задач, решавшихся сотрудниками кафедры. Дистанционное сопровождение домашних заданий. Дистанционное сопровождение учебного курса.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Примеры контрольных вопросов:
- Как меняется число стационарных решений при уменьшении коэффициента теплопередачи с окружающей средой в теории Семенова с учетом обратных реакций?
- Как изменится давление за фронтом ударной волны, если при одинаковом начальном давлении и числе Маха заменить одноатомный газ на двухатомный?
- Как можно оценить скорость волны горения, зная параметры среды?
- Чем число Био отличается от числа Нуссельта?
- Может ли за фронтом детонационной волны в релаксационной зоне не происходить изменений газодинамических параметров?
- Почему детонационная волна в заданном взрывчатом веществе распространяется с одной определенной скоростью?
- Какие силы способствуют конвекции в жидкости при нагреве ее снизу и какие силы препятствуют этому процессу?
Примеры задач из домашних заданий и контрольных работ:
- Вычислить колебательную температуру неравновесного газа, при которой звук в азоте начнет усиливаться. Колебательную теплоемкость принять равной единице. Т=300 К, р=1 атм, атм с.
- Ширина плоского слоя увеличилась в 2 раза. Как изменится энерговыделение в точке теплового взрыва при сохранении энергии активации?
- В двухатомном газе с и давлением р0=0.3 атм распространяется ударная волна с М=4. Оценить давление в конце релаксационной зоны, ответ обосновать. Оценить ширину релаксационной зоны, если зависимость времени релаксации от температуры дается соотношением . Колебательную теплоемкость за фронтом считать постоянной и равной , скорость звука перед волной равна 300 м/с.
- Горячая картофелина диаметром 10 см с начальной температурой 50°C остужается потоком воздуха со скоростью 1 м/с и температурой 20°C. Теплопроводность картофелины 0.5 Вт/(м К), воздуха — 0.025 Вт/(м К). Вязкость воздуха 1.8∙10-5 Па∙с, давление атмосферное. Найти мощность теплоотдачи и нормальную производную температуры на поверхности картофелины в начальный момент времени.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
- Л.Д. Ландау, Е.М. Лифшиц Гидродинамика, Наука, 1986.
- Зельдович Я.Б., Райзер Ю.П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений. М.: Наука, 1963.
- Е.В. Ступоченко, С.А. Лосев, А.И. Осипов Релаксационные процессы в ударных волнах, Физматгиз, 1965.
- Х. Уонг Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров, Атомиздат, 1979.
Дополнительная литература
- Y.A. Cengel Heat transfer: a practical approach, McGraw-Hill, 2003.
- Осипов А.И., Уваров А.В. Неравновесный газ: проблема устойчивости // Успехи физических наук, 1996, т.166, №6, с.639-650.
- Осипов А.И., Уваров А.В. Кинетические и газодинамические процессы в неравновесной молекулярной физике // Успехи физических наук, 1992, т.162, №11, с.1-42.
- Roschina N.A., Uvarov A.V., Osipov A.I. Natural convection in an annulus between coaxial horizontal cylinders with internal heat generation // Int. J. Heat Mass Transfer, 2006, v.3, №1-2, pp.40-47.
- А.И. Осипов. Неравновесный газ. Соросовский обр. журнал, 1998, №7, с.95-101.
- А.И. Осипов, А.В. Уваров. Физика неравновесного газа. Природа, 2001, №10, с.61-68.
Материально-техническое обеспечение
В соответствии с требованиями п.5.3. образовательного стандарта МГУ по направлению подготовки «Физика».
Аудитория 2-44.
В наличии есть проектор и компьютер для презентации.